Откуда берутся песни
Музыканты о творческом процессе
Мы уже выясняли у музыкантов, в чем смысл их песен, и теперь решили узнать, как же они эти песни пишут. Как подобрать нужный инструмент, выстроить ритм и композицию и соединить музыку с текстом, рассказывают Олег Легкий, The Blackmail, Jekka и участник проекта «Мох» Антон Кривуля.
The Blackmail,
Максим Кульша
Если ты пишешь песни в группе, все зависит от настроения каждого участника. Обычно дело происходит так: кто-нибудь (как правило, наш гитарист Юра) приносит набросок, мы обсуждаем, где какая часть песни будет стоять, потом играем все возможные вариации наброска, и каждый может этот набросок изменить до неузнаваемости. Когда готов костяк песни, мы соединяем основные части и добавляем еще переходы — если чувствуем, что это нужно. Потом все записываем на диктофон, и я «ухожу в леса» — слушаю трек, придумываю мелодию для вокала и текст песни. В итоге записываем уже почти готовый трек еще раз и слушаем: если что-то не нравится — изменяем. Очень важно сделать черновую запись готовой песни и послушать ее — так гораздо легче проработать аранжировки и увидеть слабые места. Иначе потом не сможешь слушать или играть ее — все время будешь думать: «Черт, откровенно хреновая часть в этой песне» или «Ну тут точно можно было сделать получше. Сейчас спою и стошнит».
Наш гитарист принес набросок, который мы развили в полноценный трек. Но песня была слишком быстрой и напоминала кантри-хит. Когда мы отправили ее Бену Дэниелсу из A Sunny Day in Glasgow, он не так перевел все дорожки песни в свою программу для сведения, из-за чего она стала звучать в два раза медленнее. Послушав такой вариант, мы решили сделать песню медленнее, но не в два, а в полтора раза. Потом накладывали эффекты на уже готовый материал, дописывали аранжировки — это дело уже техническое. Но, в целом, из-за такой случайности и получилась хорошая песня.
Jekka
Обычно у меня нет никакого плана — мелодия, ритм или слова приходят в голову случайно. Это может быть внезапно: если, например, какая-нибудь книга меня очень сильно впечатлила, я тут же записываю пару фраз и основной костяк мелодии. Затем уже работаю над вступлением, припевом и куплетом (если они есть), подбираю подходящие звуки и ритм. И в самом конце дописываю текст песни. Чаще всего я выхожу на прогулку, чтобы от всего абстрагироваться, и тогда что-то находится. Иногда я сижу и наигрываю что-то подолгу, и находится звук, который мне нравится — из него я уже формирую музыкальную фразу, которую потом развиваю до полноценной песни. Почти всегда мелодия рождается неожиданно.
Я помню, было лето и мы с друзьями тусовались в «Родне». Я уже уходила домой, и в туннеле у «Артплея» родился куплет Break my Heart, со словами и мелодией, а к концу туннеля я уже придумала мелодию и первые слова припева. Добравшись до дома, я записала ее целиком, мне хотелось, чтобы песня не была нагружена множеством разных инструментов: я просто наиграла басовую линию с арпеджио для зацикленности мелодии и потом добавила немного органного звука. Но чего-то все равно не хватало, и я решила предложить Саше 813 подумать, что можно сюда добавить. Тогда все встало на свои места. Вообще, чаще всего ко мне мысли приходят, когда я в движении. Поэтому я люблю много ходить — так легче думается. Когда хожу, я «вижу» песню — в голове рождается образ в виде разрозненных картинок.
Олег Легкий
Песня у меня всегда начинается со звука гитары. С аккорда. К нему я подставляю другой, потом еще один. Из них складывается музыкальная мысль. Хотя ее там, конечно, нет. Нет там мысли. Просто аккорды. Потом на эти аккорды напевается мелодия. Это легко. Потом текст. Вот тут сложно. Я пишу в Skype Захару Веселову: «Захар! Придумай текст». Он говорит: «Хорошо». И пишет текст. Песня готова!
«Мох»,
Антон Кривуля
12 сентября 1916 года цирковая труппа Sparks Brothers приехала на выступление в город Кингспорт, Теннесси. Они привезли с собой 30-летнюю слониху Мэри, которая тоже должна была выступать. За Мэри следил некий Рэд Элдридж, новичок на цирковой работе, не умевший обращаться с животными. Перед одним из выступлений Элдридж, чтобы вывести Мэри на сцену, проткнул ее ухо крючком. Мэри рассердилась, обхватила его хоботом, и, бросив на землю, затоптала насмерть. Возникла паника. По слонихе стали стрелять, однако средний калибр пуль не убивал ее. Мэри вырвалась на свободу и убила, по разным данным, от 3 до 8 человек. Ее с трудом удалось остановить. Местный шериф Хикман «арестовал» Мэри и закрыл ее в клетке рядом с городской тюрьмой. Жители соседних городов, узнав о побоище, заявили, что не примут этот цирк у себя, пока слониха жива.
Под давлением общественности владельцы цирка братья Спаркс приняли решение: на следующий день Мэри повесили на подъемном кране на глазах у толпы зрителей — собралось около 5000 человек. Но цепь, на которой повесили слона, не выдержала веса и оборвалась. Мэри упала, сломав бедро. Ее повесили снова, и тогда Мэри умерла. Ее похоронили рядом с местом расправы.
Эта история дала основной толчок для написания песни. Я ощущал необходимость разместить в этом месте альбома страшную песню, так что идея совершить казнь над главным персонажем в самом начале альбома показалась мне интересной. Это такая торжественная, бутафорская казнь, которая оборачивается реальной гибелью. После этой песни уже можно было смело приступать к сюжетам посмертной жизни, что с художественной точки зрения намного интереснее. «Огурец жизни» — сам образ возник из моих первых в жизни опытов экзистенциального отстранения: лет в 10 я понял, что наше сознание выходит из трансцендентного в пространство сферы, эта сфера движется во времени, оставляя за собой слепок событий в виде огурца, где настоящее — это его срез. Есть даже видеo, где я пытался визуально продемонстрировать сферическое пространство, реально окружающее нас. И смерть — это завершение формирования огурца жизни. «Дайте нам селедки, тайные силы», — это молитва с трансформированными словами, мы словно слышим ее с искажениями, так же, как воспринимаем во сне радиопередачу, например.
Подпишитесь на нас в социальных сетях